Решение Ханты-Мансийского районного суда от 13.05.2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Думы города Ханты-Мансийска от 27.09.2013 "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года N 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска">
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 мая 2015 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Солониной Е.А.,
при секретаре Ниязовой Э.Х.,
с участием прокурора Солянниковой А.Ю., заявителя Свиридова В.И., представителя заявителя Шабалина А.В., действующего на основании ордера от 12 мая 2015 г. № 2010, представителя заинтересованного лица Оришиной Н.И., действующей на основании доверенности от 17.12.2014 г. № 28-Исх-1624/14,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2249/2015 по заявлению Свиридова Валерия Ивановича о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
Свиридов В.И. обратился в суд с заявлением о признании Решения Думы города Ханты-Мансийска от 27 сентября 2013 года "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийск от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска", опубликованное в газете "Самарово - Ханты-Мансийск" от 03 октября 2013 года № 43, не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права граждан и не действующим полностью с момента его принятия; признании Решения Думы города Ханты-Мансийск от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска" в редакции от 30 сентября 2013 года, опубликованное в газете "Самарово - Ханты-Мансийск" от 02 июня 2011 года № 22, не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права граждан и не действующим в части установления Приложением к решению Думы г. Ханты-Мансийска от 30 сентября 2013 года № 426-V РД срока минимального проживания на территории города Ханты-Мансийска 15 и более лет для получения права на дополнительные меры социальной поддержки.
Требования мотивировал тем, что Решением Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска" установлены дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Ханты-Мансийск отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска, в том числе, установлены льготы для неработающих пенсионеров старше 60 лет и бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Решением Думы города Ханты-Мансийск от 27 сентября 2013 года "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийск от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска", названное Решение изложено в новой редакции, в которой, в частности установлены ограничения перечня лиц имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки путем введения ценза продолжительности проживания на территории города Ханты-Мансийска сроком 15 лет.
Считает решение незаконным, нарушающим его права, поскольку он, является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а также неработающим пенсионером старше 60 лет и проживает на территории округа три года. Однако, факт проживания на территории округа меньше установленного решением Думы срока не изменяет того, что он является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей и гражданином старше 60 лет. В связи с чем, полагает органом местного самоуправления допущено установление дискриминирующих норм в отношении граждан, проживающих на территории округа менее 15 лет, лишенных дополнительных мер социальной поддержки.
Впоследствии Свиридов В.И. заявленные требования уточнил и просил признать не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права граждан и не действующим полностью с момента принятия решения Решение Думы города Ханты-Мансийск от 27.09.2013 № 426 V РД "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийск от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска" (опубликованное в газете "Самарово - Ханты-Мансийск" от 03.10.2013 года № 43); признать не соответствующими действующему законодательству, нарушающим права граждан и не действующим Решение Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска" (в редакции от 30.09.2013, опубликованное в газете "Самарово - Ханты-Мансийск" от 02.06.2011 года № 22) в части установления Приложением к решению Думы г. Ханты-Мансийска от 30 сентября 2013 г. № 426-V РД срока минимального проживания на территории города Ханты-Мансийска в 15 и более лет для получения права на дополнительный меры социальной поддержки.
В судебном заседании заявитель Свиридов В.И. и его представитель Шабалин А.В. на заявленных требованиях настаивали.
Представитель заинтересованного лица Оришина Н.И. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на заявление.
Прокурор Солянникова А.Ю. в судебном заседании сочла заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, участвующего в деле прокурора, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, решением Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска" установлены дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Ханты-Мансийск отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска.
Решением Думы города Ханты-Мансийск от 27 сентября 2013 года "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийск от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска", Решение Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года № 35 изложено в новой редакции, в которой, в частности, введен ценз оседлости на территории города Ханты-Мансийска лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, сроком 15 лет.
Свиридов В.И. полагает, что установленный решением Думы города Ханты-Мансийска ценз оседлости носит дискриминационный характер по отношению к льготной категории граждан, проживающих на территории города Ханты-Мансийска менее установленного срока.
Принимая решение по существу заявленных требований, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Свиридова В.И. ввиду неправильного толкования заявителем норм материального права.
В силу пунктов 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 20 названного Закона органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статей 10, 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, устанавливаются ими самостоятельно, исходя из перечня мер социальной поддержки, определенного указанным федеральным законом.
Дума города Ханты-Мансийска, определяя круг лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, реализовала полномочия, предоставленные ей федеральным законодательством, и не превысила их, а социальная защищенность льготной категории граждан регулируется Федеральным законом от 12 января 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование конституционного права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства находится в ведении Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в ее конституционно-правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Регламентируя условия реализации права на дополнительные меры социальной поддержки, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о проживании льготной категории граждан на территории города 15 и более лет, не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями Конституции РФ, поскольку оно принято с учетом финансовых возможностей муниципального образования города Ханты-Мансийск и направлено на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан.
Поскольку определение перечня и порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации, что согласуется с положениями Федерального закона "О ветеранах", Дума, реализовав предоставленное федеральным законодателем право, предусмотрела помимо прочих и такое условие, как проживание в городе Ханты-Мансийске не менее 15 лет.
Возможность установления субъектом Российской Федерации ценза оседлости согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 9 апреля 2002 года № 123-О, от 4 марта 2004 года № 80-О, от 27 мая 2010 года № 741-О-О.
Ссылка заявителя на то, что подобное ограничение нарушает его права, является необоснованной, поскольку право на получение льгот, установленных бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, предусмотрено федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", а также Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Свиридова Валерия Ивановича о признании недействующим нормативного правового акта, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 18 мая 2015 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись Е.А.СОЛОНИНА
------------------------------------------------------------------